Почему вообще кто-то в Европе заметил слова фельдмаршала? Что за ним такого числилось? Какой вес? Какая репутация?
Прежде всего, сказалась его победа в большой войне с туземцами, отгремевшей совсем недавно. И выступили русские там намного лучше иных европейских войск. Например, на фоне весьма непростой Англо-Бурской войны , в которой британцы хоть и победили, но выхватили такой «мзды» от полудиких и совершенно неорганизованных буров, что кошмар. Выглядело, будто лев едва расправился с тойтерьером. А как итальянцы выступили в Итало-Эфиопской войне ? Стыд и срам! Кое-как вооруженная темнокожая братия наголову разгромила регулярную армию Италии! Кроме того, в Европе прекрасно понимали – японцы совсем не походи на буров с эфиопами. Пушки, пулеметы и броненосцы качество выделяли их на фоне прочих туземцев, не говоря уже о подготовке личного состава. Это заставляло сильно задуматься. Но это были только цветочки. Потому что Куропаткин умудрился за минувший год не только блистательно выиграть войну, но и провести три государственных переворота в Азии , развалить два крупных заговора в России, разгромить сильную политическую группировку в Государственном совете и фактически уничтожить нарождающуюся экстремистскую партию эсеров.
Иными словами, к мнению такого человека прислушивались, банально опасаясь. Слишком уж опасным он выглядел и непредсказуемым. Так или иначе, но двадцать восьмого марта в Санкт-Петербург прибыл министр иностранных дел Франции – Теофиль Делькассе. С неофициальным визитом, разумеется. Ведь до сих пор назревающий конфликт носил характер вульгарного, народного бурления. И никому в Париже его не хотелось эскалировать, опасаясь действительного разрыва франко-русского военного союза.
- Итак, - произнес фельдмаршал, когда его высокопоставленный гость удобно устроился в кресле, - какова цель вашего визита? Простая разведка боем или вы хотите договориться?
- Прежде всего, мне хотелось быть понять, чем была спровоцирована ваша статья.
- Поведением Франции. В России очень многих обеспокоил ваш союз с Великобританией у нас за спиной. Да, потом выяснилось, что это все происки немцев. Но тогда мы считали, что грядет война с англичанами. И как поступили вы – наш союзник? Глупо, не правда ли? Ведь в случае войны вам пришлось бы выбирать, на чьей стороне выступить. И поверьте, в России не тешат себя иллюзиями относительно верности Франции. Крымская война еще не забыта. Особенно в свете того, что глава Форин-офиса искал союза с Берлином «для полного и окончательного решения русского вопроса». Что? Вам это не известно? Ну что же, я рад, что смог вас просветить. А теперь еще этот эпизод с Марокко. Вы вновь поступили не как союзник, а случайный попутчик. Да и других фактов целый ворох. Приняв командование над объединенным министерством вооруженных сил, я начал свои дела с тотальной ревизии. И вскрылся кошмар! Поведение французского правительства и предпринимателей совершенно непростительно! Коррупция, она была поистине тотальной. И ваши соотечественники в этом пагубном деле принимали самое деятельное участие. Огромные взятки и откаты, срывы сроков, ненадлежащее качество исполнение и откровенно вредительство – это было нормой, а не исключение из правил. Лично у меня сложилось впечатление, что Франция ставила своей целью всецело подорвать боеспособность России.
//////
12. Речь идет о 2-ой Англо-Бурской войне 1899-1902 годов. Великобритания победила, но с весьма значительным напряжением сил и понеся потерь в несколько раз больше, нежели ее полудикие и плохо вооруженные противники – буров. Правда, потом Великобритания наверстала этот баланс, оторвавшись на мирном населении.
13. Речь идет о 1-ой Итало-Эфиопской войне 1895-1896 годов. Кое-как вооруженная армия Эфиопии смогла нанести поражение Итальянской армии и вынудить Италию не только признать ее независимость, но и уступить кое-какие территории в Эритрее, а также выплатить репарации.
14. Два переворота в Китае и один в Корее. В Китае он сначала привел к власти милитариста Юань Шикая, а потом сверг его, реставрировав династию Цин в предельно лояльном для России ключе. В Корее он вернул реальную власть Вану, установив пророссийский режим.