Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Антиляп » Печатное дело в Средневековье


Печатное дело в Средневековье

Сообщений 1 страница 10 из 240

1

Одной из популярных "фишек" попаданцев в далёкое прошлое является изобретение (внедрение) книгопечатания. Как правило - станка "гутенберговского типа".
Неоднократно (минимум трижды) сталкивался в обсуждении с мнением уважаемых товарищей, что внедрить это (при знании принципов) - очень просто.
Однако на самом деле книгопечатание - процесс трудоёмкий, причём в первую очередь - на подготовительной стадии (так, Государев Печатный двор на Москве создавали 10 лет, а первую книгу на нём удалось выпустить ещё через 11,5 месяцев).
Возьмём, например, изготовление литер: мало того, что их требуется очень большое количество (не меньше 600 литер с пробелами на страницу), так они ещё требуются и разных размеров. Резать матрицы для литья - занятие долгое и трудоёмкое (тем более вырезать КАЖДУЮ литеру из дерева (не дай бог - из Guaiacum officiale - железного дерева, как предлагает уважаемый коллега Старый Империалист)
Обычный технологический процесс изготовления литер (и пробелов) состоит из следующих основных операций: отрезки заготовки, предварительной механической обработки, чернового шлифования, закалки, чистового шлифования профиля, доводки профиля, смазки, вырубания литеры из листа, зачистки-шлифовки...
Возни, как видите, до... МНОГО, в общем...

увеличить

увеличить

+2

2

Краском - запишите весь полный процесс изготовления, а? А то я что-то нигде с полным не сталкивалась, только частичный процесс, примерно как в БСЭ описано.

+1

3

Первое технически грамотное описание ручного типографского стана, сопровожденное гравюрой, мы найдем в книге архитектора итальянского города Падуи Витторио Цонка (1568-1602), посвященной различным механическим устройствам. Книга увидела свет в 1607 г.
"Винт А должен быть отлит из меди, ибо тогда он лучше и чище. Его можно сделать и из железа, но это не так хорошо; он должен иметь четырехгранную нарезку. Винт входит в гайку, также сделанную из металла, и она не выпускает винт за поперечину. Нажимная плита также отливается из цветного металла, чтобы быть гладкой, ибо она должна ровно нажимать на шрифт. Из железа она будет хуже, ибо с помощью молота ее трудно сделать такой ровной... Если же хотят сделать нажимную плиту из дерева, то надо взять оливковую древесину. Внизу на винте висит четырехгранная железная букса D, которая с помощью шнуров поднимает нажимную плиту вверх. Эта букса имеет четырехугольную форму для того, чтобы винт лучше нажимал своей конической частью на нажимную плиту... Букса прикреплена к части винта штифтом... таким образом, что при вращении винта букса перемещается. На высоте в 2,5 фута (73 см), на которой человеку удобно работать, установлен стол E,... занимающий пространство между стойками С, заключающими всю конструкцию. На столе движется каретка ЕЕ, в которой заключен шрифт (печатная форма).
Рабочий передвигает каретку взад и вперед ручкой с помощью шнура, намотанного на барабан N. Внизу под кареткой прикреплено несколько железных полос и несколько таких же - F - на столе, по которому каретка, смазанная маслом, легко скользит. После того как рабочий сделает нажимным рычагом В движения к себе и обратно, он с помощью рукоятки перемещает тележку вправо, открывает раму наподобие окна, вынимает оттуда отпечатанный лист, берет обеими руками наполненные шерстью мацы М, опускает их в типографскую краску из ламповой сажи, льняного масла и смолы, один или два раза ударяет их друг о друга, затем набивает краской шрифт, накладывает чистый лист, закрывает каретку, смещает ее налево, дергая за рычаг В и вращая винт A, смещает нажимную плиту вниз и так повторяет печатание"

http://vivovoco.rsl.ru/VV/BOOKS/GUTENBE … APT_02.HTM

+3

4

Хорошо написано, вот только бы теперь саму схемку этой операции найти...

+1

5

Ладно.
Предположим, средневековый кузнец под чутким руководством попаданца вырезал 116 литер (кириллические буквы, включая заглавные + апострофы + знаки препинания + арабские цифры). После чего (ладно, упрощать так упрощать! А то попаданца жалко - заманается) всё это народное творчество оттискивается - ну, допустим, в сырой гончарной глине, с литниками и продухами. Половинки такой литейной формы, естественно, обжигаются. Засим возникает "проблема нумер два": а из чего, собственно, отливать литеры для печати? Гутенберг использовал олово. Где оно у нас в средневековье добывается - не знаю, на слуху - только Британия. Следовательно, если действие не на Альбионе, то придётся приобретать "импортные расходники", а это гривны (гроши, талеры - на усмотрение автора), и не маленькие...
Свинец - более тугоплавкий, да и слишком мягкий, не говоря уж об вредном влиянии на здоровье; серебро в двух последних отношениях лучше - но тогда никаких гривен не хватит...
Глиняные же литеры не годятся - слишком хрупкие...

+1

6

Краском написал(а):

Возни, как видите, до... МНОГО, в общем...

Ни в коей мере не умаляя Ваших познаний, хочу напомнить, что речь шла об Эфиопии двенадцатого века,и практически неограниченных людских резервах прынца (то есть армии).
И еще, тиражи на первое время нужны небольшие, следовательно число шрифтов и соответственно их кегли  ограниченны. Дать каждому солдатику по букве, и вперед. Пускай неделя и книги пошли в ход.  http://gardenia.my1.ru/smile/guffaw.gif Для гравюр достаточно высокой печати*, клише проще в изготовлении.
Надо найти фразу на русском, где указана частота использования букв в русском языке, используется для тренировки радистов. Читал где-то давно.
* При высокой печати, клише выполняется методом углубления линий в пластине. Краска наносится на все клише, излишки удаляются скребком.
Краском благодарю Вас за создание темы.

+1

7

Старый Империалист написал(а):

хочу напомнить, что речь шла об Эфиопии двенадцатого века

Помню.

Старый Империалист написал(а):

практически неограниченных людских резервах прынца (то есть армии

АРМИЯ должна или воевать, или учиться воевать (что, собственно, уважаемый автор и планирует, судя по теме). А не сидеть в полном составе за выскребанием на кусках железного дерева непонятных большинству закорючек...

Старый Империалист написал(а):

тиражи на первое время нужны небольшие

Тогда и 100 экз - ТИРАЖ! Но почему "небольшие"? Одних ЕДИНООБРАЗНЫХ богослужебных книг сколько надо? А учебники?

Старый Империалист написал(а):

следовательно число шрифтов и соответственно их кегли  ограниченны

По минимуму посчитал - 116 литер для матрицы получается (эфиопским не владею, так что считал, исходя из кириллицы)

Старый Империалист написал(а):

Для гравюр достаточно высокой печати*, клише проще в изготовлении.

Тупиковый китайский путь... Увы, проверено.
Применимо для карт, иллюстраций, банкнот типа древнекитайских, но для книг/газет - не применимо...

+1

8

Собственно говоря в любом деле есть свои технологические тонкости и доведение процесса до ума требует много времени, но здесь важно то, что книгопечатание возможно, это шаг вперед и попаданцы об этом знают. Я занимался в свое время гравюрой и довольно хорошо представляю проблемы с которыми могут столкнуться попаданцы, но они разрешимы. Поэтому изобретение книгопечатания не вызывает отторжения у читателей. Опять же если автор залезает  в дебри технологических процессов, то зачастую теряется канва повествования.  Да простят меня уважаемые писатели, но некоторые произведения невозможно читать из за обилия, ненужной для художественного произведения, технической информации.

+1

9

А поэтому всю необходимую пишущей братии информацию в теме "Антиляп" зубилом и напильником следует доводить до полезного минимума...  http://gardenia.my1.ru/smile/read.gif    http://gardenia.my1.ru/smile/guffaw.gif

+1

10

Дейл написал(а):

Опять же если автор залезает  в дебри технологических процессов, то зачастую теряется канва повествования

Это уже зависит от АВТОРА.
С. Де Камп, например,прекрасно написал в своей "Да не опустится тьма" процесс издания азеты у вестготов со всеми перепетиями...

+1


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Антиляп » Печатное дело в Средневековье