Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » Качество книжной продукции. Критерии оценки. Попытка анализа


Качество книжной продукции. Критерии оценки. Попытка анализа

Сообщений 1 страница 10 из 23

1

Каким образом читатели и критики оценивают художественные произведения?
Возможна ли объективная оценка в этом вопросе? На форуме уже несколько тем было посвящено этому.

С подачи коллеги MilesV хочу поставить вопрос несколько в другой плоскости, попробовав оценить качество художественного текста методами, принятыми в промышленности.

Итак, ГОСТа 15467-79 "УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ. Основные понятия. Термины и определения" дает определение, что такое "качество продукции".

качество продукции— совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением

Кроме того, при оценке художественных текстов нам необходимы следующие определения :

Показатель качества продукции - Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления

и

3. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

29. Экспертный метод определения показателей качества продукции
Метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе решения, принимаемого экспертами

30. Социологический метод определения показателей качества продукции
Метод определения значений показателей качества продукции осуществляемый на основе сбора и анализа мнений ее фактических или возможных потребителей

Применительно к книгам это значит, что "качество текстов" (в рамках одного жанра!) оцениваются по следующим приблизительно показателям :

1. Идея/сюжет
2. Исполнение (как реализована идея - логика, композиция, целостность)
3. Язык-стиль
4. Грамотность

Совершенно очевидно, что по каждому из этих параметров можно получить некие оценки (экспертные или социолого-читательские), которые и будут характеризовать книгу с точки зрения "комплексного показателя качества".

Что же касается разброса мнений читателей. Фокус в том, что есть еще один показатель :

15. Коэффициент весомости показателя качества продукции
Количественная характеристика значимости данного показателя качества продукции среди других показателей ее качества

Для каждого читателя/потребителя коэффициенты весомости свои.
То есть при неком объективно-существующем уровне качества книги, для каких-то групп субъективная весомость плюсов может намного перевешивать весомость минусов. И наоборот.
Однако это нисколько не отменяет наличия объективных достоинств и недостатков книг.

Отредактировано PKL (07-02-2012 18:19:02)

+3

2

PKL написал(а):

Каким образом читатели и критики оценивают художественные произведения?

На основе субъективных впечатлений. Если субъективное впечатление положительно - человек может начать искать и объективные подтверждения своей оценки. А может и не начать. В случае отрицательной субъективной оценки - то же самое. Но подсознательное и субъективное всегда формируется в первую очередь и помимо сознательной воли, а все дальнейшие разбирательства проходят уже сквозь эту призму.

PKL написал(а):

1. Идея/сюжет
2. Исполнение (как реализована идея - логика, композиция, целостность)
3. Язык-стиль
4. Грамотность

Только порядок приоритета обратный. Безграмотность (имеется в виду в произведении более-менее профессионального уровня) перечеркивает все остальные пункты, косноязычие перечеркивает сюжет и реализацию, а плохая реализация обесценит даже самую привлекательную идею сценария. Отсюда следует на первый взгляд парадоксальный вывод, что сюжет по важности на последнем месте, однако подтверждений этому несть числа. :)

0

3

Н-209 написал(а):

Кстати, админы! Очень прошу тему не прикрывать.

С учётом того, что уважаемый коллега PKL открыл данную тему по моей просьбе... Она может быть закрыта только в одном случае - если станет рассадником массовых нарушений Правил форума.
Что вряд ли.   http://read.amahrov.ru/smile/girl_doctor.gif

0

4

Качество снижается еще из-за того, что книги не приносят авторам "реального" дохода, для многих хороших писателей это хобби. Работа мешает не только писать быстро, но и тратить больше времени на поиски фактов и уточнений, редактуру и т.д. Многие ляпы отсюда.
  Вот и получается варианты
1) Писать качественно, но мало. Для себя(душа просит),
2) Бросить это дело, денег не приносит, а все свободное время съедает,
3) Писать на горячие темы, быстро, но с не высоким качество,
4) Редкое исключения, кто пишет качественно и быстро, но тут другая проблема, они часто пишут на одну тему(или близкие) так как её знают хорошо и это позволяет им не тратить много времени на дополнительные поиски, что приводит к повтору ходов и т.д.
В связи с этим, возникает вопрос. А никто не задумывался создать "закрыты" платный форум, брать по 100 рублей в год с человека(вроде не много, все могут себе позволить). 30 000 набрать "своих форумчан по рекомендации" мне кажется не проблема. Получаем 3 000 000 в год, ну минус расходы и налоги.  На форуме размещать вторую часть книги, первую можно и в открытом доступе для затравки. Бонус для форумчан книги с автографами.
  Всем авторам прошедшим отбор и постоянно пишущим, платить доп. зарплату скажем 1 000 рублей в месяц(мало, но приятно) и за выход книги в печать выплачивать премию 10 000 рублей. Для кого то мало, а для новичков может быть реальным подспорьем.
   Это конечно набросок, цифры могут быть любыми. Если это не реально, то извиняюсь, но вроде в "теории" исполнимо, хотя сложности налогов в этой сфере я не знаю. Но думаю обойти и минимизировать большую часть реально.

0

5

gorr31 написал(а):

Вот и получается варианты
1) Писать качественно, но мало. Для себя(душа просит),
2) Бросить это дело, денег не приносит, а все свободное время съедает,
3) Писать на горячие темы, быстро, но с не высоким качество,
4) Редкое исключения, кто пишет качественно и быстро, но тут другая проблема, они часто пишут на одну тему(или близкие) так как её знают хорошо и это позволяет им не тратить много времени на дополнительные поиски, что приводит к повтору ходов и т.д.

Вы еще про графоманов забыли.)) Тут просто диагноз.

0

6

Отшельник написал(а):

Только порядок приоритета обратный. Безграмотность (имеется в виду в произведении более-менее профессионального уровня) перечеркивает все остальные пункты, косноязычие перечеркивает сюжет и реализацию, а плохая реализация обесценит даже самую привлекательную идею сценария. Отсюда следует на первый взгляд парадоксальный вывод, что сюжет по важности на последнем месте, однако подтверждений этому несть числа.

Не согласен. Грамматика, конечно, дело важное, но при умении пользоваться орфографическими программами выправляется достаточно легко (особенно при нормальной вычитке). С языком - посложнее, но тоже решаемо.

А вот отсутствие сюжета либо его плохая реализация делают книгу "непроходимой" в принципе. Даже с идеальной грамотностью и великолепным языком.

Н-209 написал(а):

Если иметь ввиду специфику форума - "история + альтернатива", то никуда мы не денемся и от идеологической составляющей. Т.к. варятся в этом котле сторонники и белых и красных, и капитализма и коммунизма... Идеологию тоже придется оценивать "с двух сторон" - у автора и у оценщика, и тоже одно относительно другого. И весовой коэффициент данного критерия оценки при совпадении идеологических платформ автора и оценщика должен быть один, а при их различии - другой.

Здесь, ИМХО, надо идти по пути "дробления жанра". Ввести во вспомогательных целях понятия "красный попаданец" и "белый попаданец" , сгруппировать оцениваемые книги по этому делению и вести сравнение между произведениями одной группы. Очевидно, что идеологические разногласия будут мешать адекватно оценивать сюжет, но вот все остальные составляющие рассмотреть станет возможно.

0

7

Москвич написал(а):

Удачи Вам! Дело полезное, но!!! Пытался один товарищ, как-то, проверить Алгеброй Гармонию. Как сказал Соев в Покровских воротах: "Он плохо кончил!"

Помнится плохо там кончил совсем другой   http://read.amahrov.ru/smile/guffaw.gif 

Москвич написал(а):

Беда, что необходимым и достаточным критерием оценки является банальное - интересно, или нет. И критерий это совершенно неформализуем.

Почему же? Вполне формализуем. Хотя и с большими погрешностями.

Не зря же написано про "Социологический метод определения показателей качества продукции"

Даже простой опрос "понравилось/не понравилось" - уже шаг к такой оценке. А можно дополнительно посчитать количество плюсов в отношении к общему количеству посетителей страницы Автора, например.

0

8

PKL написал(а):

Даже простой опрос "понравилось/не понравилось" - уже шаг к такой оценке. А можно дополнительно посчитать количество плюсов в отношении к общему количеству посетителей страницы Автора, например.

Ну и как считать будем?
Все личные ТОП-100 и так далее, как были субъективными, так и останутся.
Обязать кого-то читать книгу, если она "не пошла", под страхом наказания? Оценивать литературный слог, если ни мир, ни персонажи ни разу не интересны? Увольте, это для профи-редакторов, которые вынуждены хоть как-то составить впечатление о будущей книге, лежащей перед ним в виде рукописи.

Удалено по причине офф-топичности.

Отредактировано MilesV (10-02-2012 10:19:10)

0

9

Ivan
Предупреждение за провокацию флейма и офф-топа.

0

10

Zybrilka написал(а):

Ну и как считать будем?

Вы путаете две разные вещи : принципиальную возможность создания такой методики и действенность нынешних, уже существующих.

Zybrilka написал(а):

1. Гарри Поттер - современный шедевр, который жизненно необходим в каждой семье? Позволю себе усомниться. Грамотно раскрученный товар.
2. Кроме гоблинской версии озвучки "Властелинов колец" о Толкиене не имею больше никакого представления (пару раз пробовал читать, категорически не увлекло). И что, убиться теперь об стену, что не дорос, не проникся? Да вот уж на фиг...

Нет, убиваться об стену не надо. Просто констатировать, что лично Вы не можете дать оценку по первым двум пунктам списка (идея/сюжет и исполнение соответственно. То есть совершенно очевидно, что  содержательную часть должны оценивать приверженцы того или иного жанра/поджанра литературы. Если читатель не любит фэнтези, например, то он может оценивать только "технические элементы" - язык, стиль, грамотность и т.д.
А вот решать кто (в смысле сюжета и исполнения) лучше - условно - Толкиен или Перумов - должны приверженцы жанра.

Между прочим, со столь же субъективным восприятием качества сталкиваются, например, в телевидении (при оценке качества изображения). Но это ничуть не мешает разрабатывать, скажем, "Параметры и нормы для субъективной оценки качества телевизионных изображений и звука" (как раздел ПТЭ-2002)

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » Качество книжной продукции. Критерии оценки. Попытка анализа